После крупного коррупционного скандала вокруг одесского военкома, полковника Евгения Борисова, в ТЦК начались кадровые перестановки. Напомню, у Борисова обнаружили недвижимость за границей и дорогие автомобили на миллионы долларов. Сначала его уволили, а затем арестовали по обвинению в незаконном обогащении, сейчас он сидит в СИЗО с правом выйти под залог 150 млн грн.
При этом власти заявляют, что одним Борисовым дело не ограничивается и уже идут проверки военкомов по всей стране. Только за последние два дня были арестованы военкомы в Полтавской и Львовской областях. Коррупционные скандалы с участием сотрудников ТЦК и СП возникают едва ли не в каждом регионе.
Одним из способов если не победить, то уменьшить коррупцию в военкоматах, власти считают «перетасовку» руководящих кадров, когда главами ТЦК назначают не местных, а выходцев из других регионов Украины.
Эта практиковалось и ранее, но после скандала с Борисовым схему с «чужаками» начинают внедрять повсеместно. Считается, что чужой для данного региона человек не будет столь активен в коррупционных схемах, как местный. Как минимум ему нужно будет время, чтоб освоиться. И пока будет осваиваться, то он на схемы сесть не сможет. А его подчиненные, пока не найдут путь к сердцу и кошельку начальника, также не станут сильно активничать.
“Но это в теории. На практике же, чаще всего, если начальник не возглавляет коррупцию, то ее возглавляет кто-то другой. И все идет своим чередом», — рассказал СМИ сотрудник одного из областных военкоматов.
Другой способ решить коррупционную проблему – ставить на руководящие посты боевых офицеров, которые чувствуют свою прямую ответственность за выполнение плана по мобилизации. Этот процесс уже идет. Например, на место одесского облвоенкома недавно назначен Александр Охрименко, который до того командовал 14 бригадой ВСУ.
Однако даже такие меры не способны разрушить коррупционные вертикали, которые ведут на самый верх командования ВСУ, в подчинении которых и находятся военкоматы. Военкомы – лишь часть коррупционной системы по «откосу» от мобилизации. В ней задействованы также, как минимум, медики и пограничники. А зачастую и сотрудники контролирующих структур, которые, по идее, должны с коррупцией в этой сфере бороться.
После начала проверок военкомов сразу увеличились тарифы за «откос». Например, стоимость получения белого билета, по оценкам источников в правоохранительных органах, в течение июля выросла с 6 – 7 тысяч долларов до 10 – 15 тысяч.
Теперь коррумпированные военкомы стараются обезопасить себя от взятия с поличным при получении взятки, доверяя эту миссию работникам ТЦК низшего и среднего звена. А от посторонних посредников из гражданских, стараются избавиться. Информация о возможностях приобретения заветного белого билета – «военника» с отметкой снятия с учета по состоянию здоровья теперь распространяется только через особо доверенных лиц, а желающим вполне могут отказать. Заподозрив в «подставе» — работе на правоохранителей.
Помимо этого, теперь невозможно просто получить белый билет без медицинского бэкграунда — прохождения комиссии. Доверенные медики найдут нужную зацепку в документах потенциального призывника – даже перенесенная в детстве болезнь может стать основанием для белого билета. А при возможной проверке в истории болезни найдутся необходимые справки, результаты томограмм и рентгенов. Опровергнуть это будет практически невозможно, учитывая, что обладатель этих справок уже уехал за границу. Но самостоятельно, без сотрудничества с военкоматом, медики даже за большие деньги не возьмутся сделать фиктивную болезнь.