В унылом океане рецессии экономики, длящейся в Украине уже более года, с лета 2012 года, образовался “остров веселья”, где наблюдается существенный экономический рост. Впрочем, особо веселиться не стоит: существенный рост производства и экспорта наметился даже не в металлургии, а в горнодобывающей промышленности, обеспечивающей металлургию сырьем. Это железорудное сырье поставляется на внешние рынки, прежде всего, в страны Азии. Проще говоря, старанием власти и олигархов Украина уже превращается в сырьевой придаток Азии!
По официальным данным Госслужбы статистики в Украине уже четыре месяца, начиная с третьего квартала 2012 года, происходит падение ВВП. В июле-сентябре 2012 года он составил 1,3%, в октябре-декабре 2012 года — 2,5%, в январе-марте 2013 года — на 1,1%. Наконец, по оперативным данным Госстата, в апреле-июне 2013 года ВВП сократился еще на 1,1%. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) столь тревожные результаты прокомментировала следующим образом: “Отрицательная динамика ВВП в целом объясняется падением внешнего спроса, а именно, экспорта на 6,8%. Это объективно связано с сохранением в начале 2013 г. неблагоприятной ценовой ситуации на внешних рынках для основных товаров украинского экспорта в условиях продолжающихся прецессионных процессов в еврозоне, что соответственно повлияло на развитие как внешнеориентированных, так и смежных секторов экономики”.
Кризис больно ударил по главной экспортной отрасли страны — металлургии. Только в І полугодии 2013 года выплавка стали сократилась на 2%. В связи этим поставки железорудного сырья для потребностей внутреннего производства неуклонно уменьшаются. По данным госпредприятия “Укрпромвнешэксперт иза” (ГП УПВЭ), в 2012 году они сократились до 44,6 млн. т, что на 2,1 млн. т меньше, чем в 2011 году и является минимальным показателем за 2010-2012 годы. Наряду с этим, поставки ЖРС на экспорт в прошлом году достигли максимального за годы независимости показателя — 35,2 млн. т.
По оценкам ГП УПВЭ, в 2013 году производство ЖРС в Украине вырастет на 1,9 млн. тонн и достигнет 81,9 млн. тонн, прежде всего, за счет экспорта. Данные Министерства доходов и сборов этот прогноз подтверждают: экспорт ЖРС в І квартале нынешнего года увеличился на 11,2%, а валютная выручка от экспорта сырья выросла на 10,7% до 1,8 млрд. долл.; по второму кварталу цифр еще нет, но экспорт сырья продолжает устойчивый рост. Ценовая конъюнктура также складывается для производителей ЖРС благоприятно: по сравнению со среднегодовой ценой за 2012 год, в І полугодии 2013 года цены на железную руду выросли на 6,4% и, по ряду прогнозов, продолжат рост.
О том, что отечественный горно-металлургический комплекс, все более обретает сырьевую направленность, свидетельствуют следующие данные инвесткомпании Concorde Capital. Принадлежащая Константину Жеваго компания Ferrexpo, которая занимается исключительно добычей железной руды и производством окатышей, имеет рентабельность 28%. Компания “Метинвест” Рената Ахметова, которая, наряду с металлургическим производством, экспортирует ЖРС, работает с рентабельностью 16%. Наконец, рентабельность компании, которые не имеют своих подразделений по добыче железной руды и производству ЖРС, достигает, в лучшем случае, 10%.
Никакой заслуги отечественных олигархов в росте экспорта ЖРС нет, особенно в условиях кризиса. Все дело в крайне благоприятной конъюнктуре на внешних рынках. При этом потребление украинского ЖРС в Европе, в частности в Венгрии, сокращается, но растет в Китае и Юго-Восточной Азии.
Следует напомнить, что именно Китай долгое время был крупнейшим потребителем украинского черного металла — чугуна, стали, металлопроката. Но за относительно короткое время в Поднебесной был введен в действие целый ряд металлургических предприятий. На них применяются современные энерго— и ресурсосберегающие технологии, поэтому украинский металл стал неконкурентоспособным на китайском рынке. Для обеспечения металлургических завов Поднебесной не хватает своего железорудного сырья. К тому же, в последнее время в Китае все более обеспокоены экологическими последствиями бурного экономического роста и стараются минимизировать его ущерб, который промышленность наносит окружающей среде.
Повышенный спрос на ЖРС спровоцировало и сокращение экспорта сырья из Индии. Ввод в строй металлургических предприятий в Индии также привело к нехватке ЖРС в этой стране, в связи с чем правительство даже ввело ограничение на экспорт. В результате, Индия из экспортера в перспективе может превратиться в нетто-импортера сырья для металлургической промышленности.
Наконец, нехватка ЖРС намечается в соседней России. Российские эксперты утверждают, что построенный в годы первых пятилеток Магнитогорский металлургический комбинат не покрывает свою потребность в руде за счет собственных ресурсов. Ряд других российских производителей также испытывают нехватку ЖРС.
Таким образом, рост экспорта железорудного сырья даже в условиях спада мировой металлургии обусловлено случайно сложившейся благоприятной конъюнктурой на внешних рынках. Ни малейшей заслуги наших чиновников и олигархов в этом нет.
И особо радоваться нечему! Если раньше Украина была производителем хотя бы металлургической продукции так называемого первого передела, то теперь страна окончательно скатывается к положению сырьевого придатка, причем преимущественно азиатских стран, превращаясь в этакую “Нигерию в центре Европы”!
К тому же, подобная “лафа” для поставщиков сырья может продлиться недолго. По имеющимся данным, китайские компании начинают разработки железорудных месторождений в Африке, а транснациональная сырьевая корпорация Rio Tinto — в бассейне Амазонки. А Украина все более превращается в Африку…