Кроличьи страсти или мечты взаймы… Неоднозначную реакцию в политических кругах вызвало вчерашнее заявление Арсения Яценюка, заявившего, что в первом туре президентских выборов от оппозиции будут выдвигаться три кандидата.
По мнению лидера «Батькивщины», объявление единого претендента на пост главы государства в первом туре выборов означает выставление мишени, «которую уничтожат еще до гонки». Не все, впрочем, согласны с тактикой, избранной оппонентами действующей власти.
Так, нардеп ВР нескольких созывов, известный политик и полевой командир Майдана 2004-2005 годов Тарас Стецькив убежден: оппозиция, идя на выборы тремя колоннами, допускает колоссальную по сути своей и последствиям ошибку.
«Яценюк заявил, что оппозиция не будет выдвигать единого кандидата в президенты в первом туре. Хочу ответственно заявить: это грубая политическая ошибка, за которой стоят или персональные амбиции, или игра по чужим правилам», — отмечает политик.
В чем же состоит ошибочность избирательной тактики, и о каких таких чужих правилах, по которым может играть Яценюк и его коллеги по оппозиционному цеху идет речь? Этот и другие вопросы Facenews и адресует Тарасу Стецькиву.
— Тарас Степанович, Вы заявили, что выдвижение трех оппозиционных кандидатов в первом туре либо грубейшая ошибка, либо игра по чужим правилам. Растолкуйте, что Вы имеете в виду, говоря об игре по чужим правилам?
— Под чужими правилами я подразумеваю игру в пользу Банковой, ведь совершенно очевидно, что для Януковича крайне выгодна ситуация, когда оппозиция не выдвинет единого кандидата, а пойдет на выборы тремя, а то и десятью кандидатскими колоннами.
При таком раскладе действующий президент получает отличную возможность для всевозможных манипуляций процессом, и без особых проблем выведет во второй тур удобного для себя соперника. И, кстати говоря, я не думаю, что оппозиция этого не понимает.
— А почему, на Ваш взгляд, заявление Яценюка прозвучало именно сейчас?
— Почему это заявление прозвучало именно сейчас, когда уличные протесты после рождественских праздников, скорее всего, опять пойдут по нарастающей, непонятно. Одно могу сказать: это четко указывает на то, что оппозиция (и в первую очередь Яценюк) уже отказалась от лозунга досрочных президентских выборов.
Напомню: сам Арсений Петрович вначале массовых протестов больше всех кричал со сцены Майдана про импичмент президенту. Теперь же эти требования исподтишка сняты и, оказывается, оппозиция теперь предлагает Майдану готовиться к плановым президентским выборам 2015 года. То есть, Майдану предлагают тупо стоять еще целый год.
— Майдан – физически, эмоционально может просуществовать вплоть до 2015 года?
— Тут сложно что-либо загадывать, но очевидно, что это будет чрезвычайно сложно. Лично я считаю, что простое стояние Майдана – это его смерть. Поэтому призывать Майдан просто стоять и наблюдать за тем, как три оппозиционных лидера соревнуются между собой за выход во второй тур выборов – высшая мера цинизма.
На мой взгляд, выдвижение единого кандидата уже сейчас, в январе, полностью сломает планы Банковой и вынудит ее изменить тактику. Но ведь что важно? На самом деле выдвижение единого кандидата на сегодняшний день – лишь политический сигнал обществу о том, что оппозиция сумела договориться. Это крайне важно, поскольку избирательная кампания стартует не сейчас, а в конце нынешнего года и выдвижение кандидатов начнется под занавес 2014-го.
То есть, сейчас речь идет только о том, чтобы дать политический сигнал обществу, свидетельствующий о наличии альтернативы. А Яценюк сегодня дает прямо противоположный сигнал. Он четко дает понять, что оппозиция не договорилась и будет перед лицом Майдана соревноваться между собой. Вот в чем состоит глубинная ошибка и, если хотите, преступление перед Майданом.
— В чем состоит тактика Банковой?
— В стимулировании оппозиции выдвигать нескольких кандидатов, а также в том, чтобы поставить Майдан на вытяжку, всячески его провоцировать и, в конечном счете, добиться его угасания.
— Вы говорите, что оппозиция должна «здесь и сейчас» объявить о выдвижении единого кандидата и тем самым сломать тактику Банковой. А какими критериями при определении этого единого кандидата необходимо руководствоваться?
— Пускай оппозиция сама определяет критерии: социологические, прочие. Для того у нас и существуют лидеры оппозиции, которые сами должны продемонстрировать способность договариваться между собой. А какие они выберут критерии для достижения компромисса, меня по большому счету, мало интересует.
— Ранее, апеллируя к заявлению Арсения Яценюка, Вы констатировали, что оппозиция сняла с повестки одно из требований Майдана – проведение внеплановых выборов главы государства. А с учетом, в том числе сложного законодательного механизма и расстановки сил в Раде, Вы считаете, реализовать на практике процедуру импичмента, в нынешних условиях было бы реально?
— Досрочные президентские выборы, при условиях наращивания Майдана и консолидированного поведения оппозиции являются реальной перспективой.
— Тарас Степанович, Вы считаете, что простое стояние Майдана – это его смерть. А что тогда его жизнь?
— Расширение по всей территории Украины, реальное создание ячеек ВО «Майдан» как структур фронтового типа, зажжение огня Майдана в каждом населенном пункте от Закарпатья до Луганска. Вот в этом и есть жизнь Майдана.
— Сегодня в СМИ звучит много заявлений о готовящихся провокациях на Майдане. Возможно ли, в принципе. избежать реализации подобного рода сценариев?
— Провокации были, есть и будут. И к счастью, коменданты и самооборона Майдана очень хорошо продемонстрировали, как справляться с разного рода провокациями. Поэтому, очевидно, что провокации будут и в будущем, однако я думаю, они будут оперативно локализированы.
— Каким образом должна действовать парламентская оппозиция после завершения пленарных каникул ВР?
— Оппозиция должна добиваться реализации тех заданий, которые сама себе и поставила, а именно: создания ситуативного парламентского большинства, отставки правительства Азарова и формирования переходного технического Кабинета министров. Это – зона ответственности трех парламентских оппозиционных фракций.