Испанские каникулы Онищенко изрядно затянулись

Вопрос о принудительном возвращении нардепа-беглеца Онищенко в Украину является «непростым и требует тщательного изучения», говорят опрошенные испанские юристы. Насколько вероятна экстрадиция? Наш корреспондент выяснял ситуацию.

Испанский суд на прошлой неделе принял решение об экстрадиции в Украину обвиняемого в мошенничестве и коррупции народного депутата Александра Онищенко, который скрывается от следствия. Об этом сообщили украинские СМИ со ссылкой на заявление самого Онищенко. «В судебном решении есть оговорка, что последнее слово за Кабинетом министров. Если испанцы примут решение о выдаче, этого не произойдет, пока не будет решения о предоставлении политического убежища. Это отдельный процесс. Параллельно адвокаты будут подавать жалобу в Конституционный суд Испании», — цитирует Онищенко телеканал Newsone.

Вопрос о принудительном возвращении Онищенко на родину является «непростым и требует тщательного изучения». Так считают опрошенные независимые испанские юристы. Аналогичного мнения придерживается и официальный представитель Национальной судебной палаты Испании (НСПИ) Хавьер Валеро. Учитывая конфиденциальность рассмотрения, он отказался комментировать любые сведения о деле украинского бизнесмена и политика, бежавшего в Испанию. Представитель НСПИ отказался комментировать заявление самого Онищенко, опубликованное 18 июля онлайн-ресурсом «СтранаUA» о том, что испанский суд уже якобы принял решение о его экстрадиции. Наш собеседник в правоохранительных органах Украины отметил, что официально никаких документов о решении об экстрадиции в Киев пока не поступало.

Нардеп-беглец проживает в Испании с августа 2017 года. Сам Онищенко отвергает выдвинутые против него обвинения, называя их «политически мотивированными». Такой же была и его аргументация при подаче просьбы о предоставлении политического убежища. НСПИ является единственным судебным органом, полномочным решать вопрос об экстрадиции иностранцев из Испании, пояснил в беседе профессор Мадридского университета, доктор права Хуан Антонио Сенсано. По его словам, процесс экстрадиции занимает от полугода до двух лет: «Все зависит от действий человека, в отношении которого есть запрос на экстрадицию».

Так, для решения вопроса об экстрадиции в США российского хакера Петра Левашова, который похитил у американских банков крупные суммы денег, понадобилось 11 месяцев. И это при том, что речь шла про сугубо уголовное дело. Однако, подчеркнул профессор, «вопрос значительно усложняется и сроки удлиняются, если лицо, как в случае с Онищенко, утверждает, что его преследуют на родине по политическим мотивам».

Если иностранец не согласен с решением НСПИ, продолжил доктор Сенсано, он может обжаловать его в Верховном суде Испании, а затем и в Конституционном суде. Впрочем, исходя из юридической практики, можно утверждать, что «решающее слово всегда остается за НСПИ». Судебное решение об экстрадиции утверждается Советом министров. Однако обычно такое действие имеет протокольный характер: Совет министров только в исключительных случаях возвращает дело на доработку той же инстанции. Таким образом, у Онищенко, процесс экстрадиции которого был начат в ноябре 2017 года, «еще есть время для защиты», хотя его «шансы избежать экстрадиции небольшие», считает эксперт.

С мнением профессора Сенсано про «временные возможности» Онищенко согласен и мадридский адвокат Альваро Перальта. Впрочем, в разговоре он высказал предположение, что украинца «скорее всего не вышлют». Адвокат напомнил, что в министерстве юстиции Испании параллельно рассматривается вопрос о предоставлении Онищенко убежища. Эта процедура занимает обычно до полугода. В настоящее время «искателя убежища, согласно закону, высылать нельзя».

По мнению Перальта, юристы, защищающие Онищенко, «поступили тактически грамотно», когда акцентировали внимание на вероятности наличия в деле «политических мотивов». По законам Испании и Евросоюза, человека нельзя экстрадировать в страну, где его преследуют за политическую деятельность. Даже в том случае, если против него выдвинуты обвинения в уголовных или должностных преступлениях. Поэтому «успех защиты будет зависеть только от того, сможет ли он подробно доказать и в судебных инстанциях, и в министерстве юстиции наличие политической составляющей — для недопущения экстрадиции и получения убежища», резюмировал Перальта.

Вместе с тем опрошенные эксперты категорически отвергли утверждение Онищенко, что положительное решение о его экстрадиции может быть принято Испанией по личной просьбе Петра Порошенко, якобы высказанное во время официального визита украинского президента в Испанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[email protected]