Экспертный рынок Казахстана живет, процветает, добра наживает. Есть среди них удивительной притягательности индивиды — Рахим Ошакбаев и его подрастающий последователь Тимур Абилкасымов.
В наше время особой популярностью среди молодежи пользуются блогеры, ютуб-стримеры, Instagram-дивы и прочие млекопитающие массового потребления. Почему-то высшим звеном эволюции нынче принято считать подвид «экспертов», якобы, они «человеки разумные» и стоят на ровных двух, не помогая себе передними. Здесь стоит оговориться. Стоят то эксперты на двух, но чаще всего не задних, головою вниз, афедроном вверх. Поза, требующая ловкости рук свойственна экспертам неспроста. Именно в такой позе находятся мастер мутных схем Рахим Ошакбаев и его младший партнер-аферист Тимур Абилкасымов.
Давным-давно не секрет, что любой бизнес в Казахстане — отнюдь не простое дело. Кое-какие общие для неспокойного прошлого события отошли вместе со своими героями. Тем не менее, в целом, государство не вполне отвечает требованиям открытости и это отражается на низких рейтингах, занимаемых РК в разных бизнес-индексах. В частности, огромное количество жалоб вызывает судебная система, которая творит чудеса. Вместо него президент решил внедрить другую, специально предназначенную для бизнеса. Это — независимый арбитраж. На нем родимом и наживаются схемщик Рахим Ошакбаев и его младший поверенный по делам коррупции Тимур Абилкасымов. Про этих господ мы поговорим ниже, а пока разберемся в самой структуре.
Независимый арбитраж образовали под названием МФЦА. Его цель звучит очень амбициозно:
Быть выбором номер один для разрешения гражданских и коммерческих споров путем арбитража и других методов альтернативного разрешения споров в Евразии.
Веселые схемщики МФЦА: Рахим Ошакбаев и Тимур Абилкасымов
Для придания солидности в эту организацию назначили правильное количество «белых обезьян» (нет, речь не о Рахиме Ошакбаеве и Тимуре Абилкасимове). Это с виду солидные люди, с правильными неместными фамилиями. Все это должно создавать ощущения респектабельности и надежности. Но вот дальше начались местные особенности, а именно заполнение экспертных комитетов кем попало, т.е. нужными людьми. Потому что в настоящий момент МФЦА финансируется государством, через пень колоду рассматривает пять досудебных дел в год и не требует никакого участия. Спрос на синекуры в МФЦА рождал предложение. Специально под место в экспертных комиссиях начали создавать консультационные кооперативы с помпезными названиями.
Пример такой деятельности приводит сайт «Биографии». Автор материала про Абилкасымова отмечает, что на примере двух виртуальных предприятий можно рассмотреть весь процесс рассадки нужных людей в качестве экспертов. Причем, наивность здесь может сравнится только с целенаправленностью. Рахим Ошакбаев и Тимур Абилкасымов регистрируют каждый по экспертному ООО у одного юриста — и в тот же день становятся партнерами МФЦА. У них еще даже печати нет, нет истории, нет оборота, нет ничего, что свидетельствовало бы о доверии — но «Талап» Ошакбаева и «Радиус» Абилкасымова уже становятся партнерами МФЦА.
Казахстан действительно испытывает определенную недостачу кадров. И в силу этого дефицита Рахим Ошакбаев как агент влияния и его родственник Тимур Абилкасимов действительно смотрятся неплохо. По крайней мере, то, что пишет и говорит Ошакбаев не кажется тотальной чепухой, хотя и выглядит ангажировано. Абилкасимов смотрится несколько скромнее, но тоже не лыком шит. Учитывая, что его компания из двух человек считается официально «разработчиком программного обеспечения», совершает даже медиа-экскурсии в доказательство своей колоссальной компетентности. Подробный разбор одной из вылазок Абилкасымова также публикует Биограф.
Учитывая, что в настоящее время, через год и вообще в обозримой перспективе МФЦА не будет окупаться, а будет целиком финансироваться государством, такое внедрение представляется весьма выгодным. «Пилить» предстоит 20 миллиардов. Свободных денег не так много — миллиардов десять. Ну, бедному человеку хорошая зарплата. Благо ничего, кроме про протирки штанов на заднем месте это не требует.
Но опасность такого рода неоправданных внедрений состоит вовсе не в ликвидации бедности отдельного Ошакбаева и Абилкасымова или еще кучки примазавшихся виртуальных контор. Опасность состоит в том, что вся идея МФЦА будет дискредитирована в глазах потенциальных заказчиков арбитража. Как можно опираться на экспертов, которые гарантировано получали китайские деньги и считать, что они выдадут объективное решение не в пользу китайского бизнеса? Как можно полагаться на мнение, в данном случае, имеющее значительные корпоративные последствия, стипендиата фонда Сороса? Есть ожидание что его голос будет на стороне закона и справедливости?
На основании опыта внедрения в сам коллектив экспертов с липовыми конторами а-ля Тимур Абилкасымов и Рахим Ошакбаев — едва ли.