Детройт treasures или Макеевка inc.

Банкротство Детройта, штат Мичиган, может стать началом новой волны глобального финансово-экономического кризиса 2008 года. Кстати, кризис в нынешнем году празднует свой первый юбилей — 5 лет. До сих пор считалось, что экономика США довольно успешно восстанавливается после кризиса, особенно на фоне углубляющихся долговых проблем в Евросоюзе. Считалось также, что сам кризис в Штатах захватил приватный сектор — банки, страховые компании, финансовые и промышленные корпорации. Банкротство Детройта, вслед за которым могут последовать другие крупные города США, свидетельствует, что за океаном разворачивается кризисный сценарий европейского образца в сфере публичных, прежде всего государственных и муниципальных финансов.

Впрочем, проблемы в Детройте начались не сейчас, а лет этак 50-60 назад. В первой половине ХХ века этот город считался автомобильной столицей не только США, но едва ли не всего мира. В 1950-х годах население Детройта достигало 2 млн. человек. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы корпораций Ford, General Motors, Chrysler. Это были времена расцвета, когда город стал одним из богатейших в Северной Америке.

Но времена меняются. Уже в 1960-е годы начался вывод производств в страны с более низкой зарплатой. Обострились финансовые проблемы. Квалифицированные рабочие, инженеры, представители среднего класса стали покидать Детройт. Остались те, кто не мог себе позволить переезд, — безработные, живущие на пособие, низкооплачиваемые рабочие, в основном афроамериканцы. Начался разгул преступности. Детройт приобрел дурную славу одного из самых “черных” и опасных городов США. Кульминацией столкновений между черными и белыми в 1967 году стали одни из самых жестоких в истории США беспорядков, вошедших в историю как Волнения на 12-й улице.

Нефтяной кризис 1970-х годов привел к банкротству многих американских автомобильных корпораций, производивших дорогие и прожорливые машины, не способные конкурировать с европейскими и японскими. Отток населения еще более усилился. Небоскребы, заводы, жилые кварталы стоят заброшенные и разрушаются от времени и вандализма. В Детройте на одной улице могут соседствовать ярко горящие витрины дорогих магазинов и дома с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья. Преступность свирепствует, и многие жители перебираются в пригороды, где ситуация спокойнее. Население сократилось до 700 тыс. человек. Многие улицы не освещаются из-за отсутствия средств. Недавно городские власти жаловались, что денег не хватает даже на лампочки для светофоров! В дополнение к этому разгорелась череда коррупционных скандалов, в которых замешаны чиновники местных властей.

Все это очень напоминает какую-нибудь Макеевку или Енакиево…

Такова социальная предыстория упадка этого некогда богатейшего города. Есть и финансовая предыстория. Американские города долгое время пользовались доверием инвесторов и могли одалживать средства по мизерной процентной ставке, в размере 85% от ставки облигаций Госказначейства США — так называемых treasures. Отметим, что казначейские облигации США хоть и являются низкодоходными, но считаются одними из самых надежных ценных бумаг в мире.

Кризис 2007-2008 года окончательно добил Детройт. Катастрофическое падение налоговых поступлений на фоне роста заработной платы с 2007 года сделал город неплатежеспособным. Мэрия не в состоянии платить полицейским, врачам и пожарным. Муниципалитет города ежегодно тратит на 100 миллионов долларов больше, чем зарабатывает, а остальное компенсирует займами. В июне 2013 года Детройт был вынужден прекратить выплаты по внешним долгам, чтобы выполнить обязательства перед горожанами в виде выплат пенсий, социальных пакетов и взносов на поддержание городской инфраструктуры. Мэр города Дэйв Бинг тогда заверил жителей Детройта, что зарплаты муниципальным служащим будут исправно выплачиваться, чтобы городские службы работали без перебоев.

Это общая тенденция. Муниципалитеты США восстанавливаются крайне медленно после 18-месячного спада, закончившегося четыре года назад. Этот спад ударил по поступлениям от налогов на собственность, сократив поступления в пенсионные фонды, которые не финансируются в полном объеме в течение многих лет.

18 июля сити-менеджер Кевин Орр, специалист по корпоративным банкротствам, подал в федеральный суд ходатайство об объявлении города банкротом. Тот факт, что делами бывшей “автомобильной столицы” занимается “специалист по банкротствам”, говорит о многом. Цель подачи такого ходатайства в суд очевидна: город стремится получить законное право не платить долги и защититься от лавины судебных исков кредиторов. Губернатор штата Мичиган Рик Снайдер поддержал прошение.

Всего у Детройта накопилось обязательств на сумму свыше 18 млрд. долл. Город должен 9,2 млрд. долл. пенсионным фондам, включая 3 млрд. долл. долга собственному муниципальному пенсионному фонду, а также страховым компаниям, оплачивающим услуги здравоохранения, 10 тыс. городских служащих и 21 тыс. служащих, ушедшим на пенсию. Также Детройт должен выплатить около млрд. держателям муниципальных облигаций.

Детройт — не первый американский город, решивший объявить себя банкротом. В 2012 году три города в Калифорнии — Стоктон, Маммот и Сан-Бернардино — сделали то же самое. В 2011 году Харрисбург в Пенсильвании также подавал прошение, но оно было отклонено. Однако Детройт значительно превосходит по размерам эти города и занимает куда более значительное место в промышленности и экономике США. Его банкротство может вызвать лавинообразный процесс в Штатах или даже по всему миру, как это случилось с банком Lehman Brothers, с банкротства которого начался кризис 2008 года.

Проблема Детройта способна всколыхнуть шоковые волны во всей финансовой системе США. По словам управляющего активами компании Cabot Money Management Билла Ларкина, главный удар придется держать рынку муниципальных облигаций. Предсказать дальнейший ход кризиса невозможно, поскольку, как утверждает стратег республиканской партии США Рон Бонджин, Детройт — это вершина айсберга: если позволить ему сбросить груз долгов путем банкротства, другие крупные муниципалитеты могут последовать этому примеру. По словам Бонджина, город Чикаго задолжал пенсионным фондам не менее 19 млрд., а Лос-Анджелес — около 30 млрд. долл.

Кстати, это наглядный пример того, что хваленая западная система накопительных пенсионных фондов ничем не лучше нашей накопительной системы, являясь, по сути, такой же пирамидой. Впрочем, разница есть: за частные пенсионные системы никто не отвечает, и их вкладчики могут остаться у разбитого корыта под “либералистическую” болтовню о том, что вложение в пенсионный фонд сопряжено с таким же риском, как и любой другой вид инвестирования. Похоже, власть и капитал в Украине пытаются навязать частные накопительные фонды именно для того, чтобы иметь возможность в будущем “кинуть” народ, ни за что не отвечая.

Суд штата Мичиган принял решение о незаконности объявления Детройта банкротом с учетом позиции, прежде всего, пенсионных фондов, которые подозревают городские власти в попытке уйти от ответственности за выплату пенсий. Можно представить, чего бы “нарешали” в подобной ситуации “самые честные в мире” украинские суды!

Кредиторы Детройта надеются, что власти штата и федеральное правительство США помогут городу, как помогали “тонущим” банкам. В Вашингтоне пока “изучают вопрос”. Приведет дефолт Детройта к эскалации кризиса — покажет ближайшее будущее…

Александр Карпец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[email protected]